Предыстория: Linux Tech Tips - это Youtube-канал с миллионами подписчиков. Ведущие решили поспорить - смогут ли они использовать Linux для игр на PC на протяжении определённого периода. Итог спора всколыхнул аудиторию канала и даже тех, кто про него ни разу не слышал - потоки всякого разного лились реками.

Что будет если многомиллионная аудитория популярного YouTube-канала обратит пристальное внимание на происходящее в мире Linux? Ничего хорошего.

Это как с гитаристом-самоучкой. Играя по подъездам, он считается талантом. Но, оказавшись перед широкой публикой, появляется другое мнение: что играть-то он толком и не умеет. Ну если его немного подучить, немного поработать над образом, может и сойдёт. Но без этого - бледное зрелище. Особенно если в подъезде гитарист играл хиты русского рока, а выступать приходится перед поклонниками испанской гитары. И громче всех кричат именно они.

Конечно, у ребят с LinuxTechTips возникли проблемы с использованием дистрибутивов на базе Linux в качестве альтернативы Windows в плане игр. Важная ремарка. Именно игры были целью эксперимента (это упускали из внимания многие из рефлексующих). Действительно,указание на этот контекст вначале звучал не очень разборчиво. Поэтому “критики” часто акцентировалась на преимуществах командной строки и т.п. Командная строка для геймеров? Really? Как будто люди не учитывали специфику канала. Linux Tech Tips (как я вижу) пропагандист фетишизации технологий (светодиодная подсветка, самые мощные видеокарты и т.п.). Своеобразный канал, своеобразный контент.

Для своего эксперимента Линус выбрал в качестве дистрибутива Pop_OS!

Hello Friend

Попытка установить клиент Steam из “магазина приложений” окончилась неудачей. Устанавливая клиент через командную строку, он не понял (или сделал вид, что не понял - многие считают, что Лайнус включил “тупого”), о чём его спрашивает пакетный менеджер, и в результате менеджер удалил Xorg. Что закономерно привело к поломке всей системы.

Короткое видео, незначительный курьёз, но публика вскипела. Но почему именно сейчас появилось такое видео и разразились такие споры? Думаю, дело в следующем - с выходом Windows 11 компания Microsoft просто, что называется, потеряла всякие берега. Сузив количество систем, отвечающих минимальным требованиям, не привнеся в систему чего-нибудь действительно интересного и новаторского (кроме красивых обоев и кнопки “Пуск” в центре), монополист вызвал неприятие даже среди лояльных пользователей. Лозунги перехода на Linux стали звучать всё чаще. К сожалению, эти лозунги имеют следующий характер: “Нам не нравится ЭТО, дайте нам ТО. Мы не знаем, что такое ТО, но оно не может быть таким плохим как ЭТО”.

С Windows всё действительно сложно. Говорим - Microsoft, подразумеваем Windows. Но это стереотип, который верен в настоящее время с оговорками. Microsoft - это публичная компания, поэтому отчёт о финансовых результатах, подготовленный для акционеров, есть в сети. Очень большой документ. В нём есть показатели роста, в процентном и денежном отношении, но я не нашёл показатели в абсолютных цифрах. На других сайтах такие цифры есть: в структуре доходов отдельно выделены Офис, облачные технологии, и “прочее” - куда относится и Windows, и игры, и всякие прочие доходы - от размещения рекламы в поисковых выдачах Bing. В общем, если хочешь скрыть что-то не очень успешное, объедини его с чем-нибудь. Понятно, что Windows крайне затратная в разработке и содержании вещь. А если учесть ту степень ответственности, которая связана с производством подобного продукта, то это реально головная боль. Той же Apple гораздо проще - система заточена под ограниченное число устройств, да и от поддержки легаси-кода компания отказывается без каких-либо сожалений. Что с этим делать? Что-то однозначно нужно и выиграть от этих действий сможет только Microsoft.

Однако недовольство пользователей Windows разбивается об отсутствие альтернатив. В плане десктопа Linux не альтернатива для большинства пользователей. И никогда не будет такой, пока за построение системы на базе Linux не возьмётся какая-нибудь мегакорпорация. Возможно, это и будет система на базе Linux, но с закрытым загрузчиком, ограничениями - типа тех, что мы имеем в Android. И такому Linux-у мы вряд ли обрадуемся. Но вот кто серьёзный игрок, по кому проблемы Windows могут ударить больно - это Valve.

На рынке PC-гейминга проблемы. Видеокарт нет, и по моему мнению, появятся по адекватным ценам, они не скоро. Приставки уже давно наилучший вариант для гейминга, а сейчас тем более. Даже такие проекты как Disco Ellysium замечательно себя чувствуют на этом поле. Microsoft продвигает GamePass, у неё есть две модели XBox, которые очень круты по своим потребительским свойствам. XBox One Series S за 30 тысяч рублей - законченное устройство по цене 1050Ti - идеальный выбор для игры в FullHD!

А Valve оказывается за бортом. И для этого нужно придумывать что-то новое.

Типа SteamDeck. Портативное устройство от Valve, которое будет работать на дистрибутиве Manjaro и, по заверениям разработчиков, сможет запускать большинство игр из библиотеки Steam. “Значит Linux теперь пригоден для игр?” - вполне обоснованный логический вывод в свете того, что даже такая компания как Valve искренне в это верит.

Но давайте не будем забывать о том, что Габен - ещё тот мечтатель. Steam-machine, Steam-controller, Steam OS - это были интересные проекты, но все они закончились неудачей. Даже не столько неудачей, сколько утратой веры в проект. Конечно, Steam Deck гораздо более амбициозный и востребованный продукт (и затратный по деньгам), но что действительно получится - не известно (я считаю, что он будет выпущен в недостаточном количестве экземпляров, будет продаваться на ограниченном числе рынков, а цены спекулянтов будут как всегда заоблачными). Вдобавок кризис на рынке полупроводников, размещение приоритетных заказов крупными игроками.

Выбор Linux в качестве основы для своего устройства для Valve очевидна. Windows 10 выкинул за борт рынок мобильных x86 устройств. Win 10 сносно работает на мощных системах, но некогда модные в субноутах и в дешёвых лэптопах Atom-ы и Celeron-ы не тянут систему совсем. Тотальная неработоспособность. Понятно, что мобильное устройство типа Steam Deck не должно тратить большую часть своих ресурсов именно на ОС. С Линуксом же можно делать всё, что угодно - просто убираем не нужное, делаем сборку под конкретное устройство и оставляем максимальное количество ресурсов свободными для запуска приложений - тех же игр.

Интересно было бы знать, сколько программистов трудится над Proton. Но на настоящий момент Proton (прослойка для запуска игр, встроенная в Steam) от Valve - это действительно шаг вперёд. В той же Manjaro - устанавливаем Steam клиент, ставим в свойствах “совместимость” - “Proton” и игры работают (по идее). Однако не все. У меня есть несколько тайтлов, на которых регулярно провожу тестирование. Выборка игр не совсем репрезентативная. Однако логика такая, если эти игры у меня будут работать в Linux без каких-либо проблем, то тема игр под Linux для меня закрыта. Найти во что поиграть всегда будет можно.

  • FallOut New Vegas - отлично работает, нет тиринга, но один раз на несколько запусков может зависнуть на загрузке уровня;
  • Disco Elysium - отлично работает. По всей видимости, разработчики игру специально оптимизировали для запуска под Linux, имея ввиду будущий Steam Deck;
  • DarkSiders 2 - ни разу не смог запустить. Вылетает после заставки. Советы из ProtonDB не помогли. Хотя каких-то препятствий для запуска игры быть не должно по идее - игра имеет статус Gold в ProtonDB;
  • Bioshock 2 Remaster - запускается, работает, но не очень хорошо. Причём не понятно, то ли мало FPS, то ли статерит из-за проблем совместимости. При запуске по умолчанию - мыльные текстуры, лечится добавлением ключа в параметры запуска.

В любом случае, Linux для игр пригодна, но только когда игры - второстепенная задача. Когда можешь легко смириться с тем, что что-то не запустилось и просто поиграть во что-нибудь другое. Но если ты фанат, с нетерпением ждёшь выхода конкретной игры, а в день релиза она отказывается запускаться, то это печалька и разочарование.

Даже то, что SteamDeck будет без проблем запускать n-количество игр без библиотеки, не значит, что любой дистрибутив Linux будет также запускать эти игры без проблем. Пресловутая фрагментированность - существование системы в виде всевозможных дистрибутивов. В каждый из них вложено масса труда конкретных людей - но нельзя объять необъятное. Делая некую усреднённую систему для всех, предполагая некоторые типичные задачи, всё равно что-то будет не охвачено. А если учесть тот факт, что обновления приложений поставляются из третьих рук - проблемы неизбежны. То, что установка клиента Steam в Pop_OS! оказалась способна испортить систему не вызывает удивления у тех, кто общается с Linux на регулярной основе. Несут ли ответственность создатели Pop-OS! за ошибки при установки Steam, если они имели место из-за обновления самого Steam-а? И да, и нет. Чрезмерное увлечение сообществом различными “дистрибутивами” приносит закономерный результат. “I use Arch, btw!” На данный факт обратили внимание все, кто только мог: “занимайтесь чем-то одним и не распыляйтесь!”, однако снова новые релизы, новые проблемы. Однако это проблемы внутри сообщества, между неким множеством неравнодушных и вовлечённых людей. И среди этого “множества” такое положение вещей не является такой уж проблемой. Порой возможность что-то настраивать, разбираться во внутреннем устройстве воспринимается как приятный процесс. Ведь ради этого все мы здесь, не так ли?

Вообще, ребят из Linus Tech Tips эти все движения сильно задели. Они уже успели продлить свой челендж, высказались по поводу Linux-сообщества и, что-то мне кажется, что с этой темы они теперь долго не слезут. Такова магия Linux :-) Ты видишь несовершенство, недостатки, но увлекаешься и не можешь оторваться. Пускай система не идеальна, зато любима.