Лето в самом разгаре. Я не люблю жару, не уютно чувствую себя на ярком солнечном свете. Как будто привычный цикл ощущений и настроений сбивается, вынужденно происходит его перестройка и пока учишься с этим жить, снова наступает осень, дни становятся короткими, а небо преимущественно пасмурным. В то же время летом получается успеть многое сделать (наверное по причине длинного светового дня) и по итогу его вспоминаешь как нечто цельное. Не случайно Олег Митяев пел в своё время “Лето - это маленькая жизнь”.

Апгрейд

В феврале цены взлетели и сложилось впечатление, что новые компьютерные железки остались в прошлом - всё, чем нам теперь придётся довольствоваться, это секонд-хенд с Авито, по бешеным ценам. Но летом ситуация поменялась: во-первых, обвалилась крипта, а вместе с ней цены на видеокарты вернулись к приемлемому уровню; во-вторых, упал курс доллара; в-третьих, пошёл серый импорт, без таможенных пошлин и всего такого. Понятно, что ситуация может измениться в любой момент и глупо ею не воспользоваться прямо сейчас, особенно если есть немного свободных денег. Может это шанс заморозиться на долгое время (а может и нет - никакой аналитики больше не существует, можно только надеяться и верить). Что выбрать? Самое мощное и актуальное железо, как гарантию того, что оно будет достаточно производительным лет так эдак десять? Или выбрать нечто оптимальное и актуальное на сегодняшний день? Обеспечить ли запас избыточной производительности?

Первый довод, который показался мне разумным, выбрать процессор со встроенным видеоядром. Это обеспечивает гибкость системы, процессор можно свободно использовать в различных сборках и не быть привязанным к видеокарте, как одному из самых (а чаще всего именно самых) дорогих компонентов.

Другой вопрос, на который стоило ответить для себя самого - а буду ли я играть в игры или это греховное увлечение навсегда осталось в прошлом? В последние годы сама мысль о том, чтобы сесть и потратить много часов на какую-то игру кажется нелепой. Сидеть, разбираться в игровых механиках, преодолевая трудности двигаться к финалу. Не понятным становится сама идея - зачем всё это нужно. Однако в какие-то моменты тупо хочется запустить Dark Souls, залипнуть минут на двадцать, умереть раз пять. Поэтому совсем сбрасывать игры со счетов не хотелось. Помимо этого, наблюдая за игровой индустрией через YouTube я не увидел ни одного современного требовательного к железу тайтла, в который действительно хотелось бы поиграть. В то же время бэклог из старых хитовых игр ещё очень большой. В общем, нужно, чтобы видео тянуло старые или нетребовательные инди-игры. В результате разумным выбором был процессор со встроенной графикой от AMD. В настоящее время варианта два: Ryzen 5600G и Ryzen 5700G. Оба процессора обладают неплохим встроенным ядром (на уровне Radeon RX 550), однако за него приходится платить определёнными компромиссами - в частности, урезанным вдвое L3-кэшем и отсутствием процессорной поддержки шины PCI-E 4.0

В преимуществах же - тепловой пакет 65(88)Вт, гораздо более низкая температура по сравнению с 5800x (стоит почитать отзывы на том же ДНС, чтобы посочувствовать тем, кто бьётся за адекватное охлаждение этого процессора). В рабочих задачах 5700G медленнее 5800x примерно процентов на десять - где-то меньше, где-то больше. К примеру, в Blender или Visual Studio процессоры по производительности идут “ноздря в ноздрю”. В игровых задачах 5700G сливает - но только в относительных величинах. Фактически это незначительные проценты, которые точно не заметны.

Совокупность данных характеристик делает 5700G идеальным вариантом для Linux. Кроме того, видеоядро Vega отлично поддерживается открытыми драйверами, что обеспечивает совместимость с тем же Wayland, в том числе wl-roots, на базе которого работает Sway (запуск которого на Nvidia квест неоправданной сложности). У меня нет чёткой позиции относительно Wayland, но я бы предпочёл, чтобы железо его поддерживало без лишних заморочек.

В результате процессор обошёлся мне в 16 тысяч (через несколько дней цена просела до 15500, а сейчас выросла до 19000) при покупке в сером магазине. Смысла ставить 5700G на материнку с чипсетом B550 нет никакого, поэтому решил оставить свою систему из Ryzen 3600 + Asus B550-E + GeForce 1080 в том виде, в каком она есть, а собрать систему полностью. В результате система с видеокартой будет условно игровой - возможно, она вообще поселится стационарно рядом с телевизором. Система на 5700G будет эксклюзивно рабочей с Linux и без всякого дуал-бута.

Разумным было бы выбрать материнку на X570, но они сейчас в жутком дефиците (собственно, как и B550), поэтому выбрал оптимальное из того, что было - MSI B450 Mortar. По поводу выбора платы были дискуссии и сомнения, особенно в плане качества бренда MSI, как производителя материнок. Но подкупило наличие у неё DP + HDMI выхода, что делало возможным её использование с двумя 4k-мониторами. Аналогов с такой конфигурацией портов за сопоставимую цену не обнаружил.

Другим немаловажным аспектом в случае Ryzen APU является выбор оперативной памяти. Чем больше частота, тем лучше встроенному видеоядру. Согласно тестам в статьях, разница между частотой памяти 2666 и 3600 в игровых приложениях может составлять 10-30 процентов (здесь интересно внутреннее противоречие: собирая систему не для игр, всё равно учитываешь показатели системы в играх). Кроме того, видеоядро откусывает часть оперативной памяти, поэтому желательно установить в систему 32 Гигабайта, тогда с запасом хватит на всё. Заказанные в DNS две планки XPG Gammix D20 по 16 каждая, так и не приехали, хотя все сроки доставки вышли. Продавцы говорят, теперь такое частенько бывает. В результате заказал наверняка, комплектом - Kingston FURY Renegade RGB 3200 с таймингами 16-18-18. Память приехала, установил её в мать MSI, активировал XMP-профиль, выставил частоту 3600. Всё работает отлично, причём на напряжении ниже паспортного.

Вообще, процессор неплохо охлаждался и комплектным кулером Stealth Wright, однако в какой-то момент датчик Tctl показал температуру 90 градусов и ещё от этого кулера постоянно идёт негромкий, но ощутимый шум. Процессору за глаза хватило бы какого-нибудь DeepCool Gammaxx 400, но хотелось чего-нибудь интересного. Поэтому взял двухсекционную водянку DeepCool GAMMAXX L240 A-RGB. Я никогда не имел опыта с системами водяного охлаждения. Потому что на заре своего появления это были кастомные решения, требующие возни и с риском залить всё водой и пожечь. Но в последнее время так называемые “необслуживаемые” водянки стоят столько же, сколько средние кулеры. Лучше они или хуже - можно определить только на собственном опыте.

С установкой водянки никаких проблем не возникло. Некоторые кулеры на моей памяти ставились сложнее - к примеру, установка вентилятора на Zalman CNPS10 на весу (чтобы заменить оперативку). Разместилось всё это хозяйство в корпус DeepCool Matrexx 55.

Ну раз уж собирать систему целиком, надо было брать и блок питания. Думал, читал, смотрел, советовался. Сперва душа лежала к BeQuiet! ватт на 500-600, полностью модульному разумеется. Но потом, в результате некоторых размышлений остановился на Chiefteс PowerPlay на 650вт. До определённого уровня температуры, блок питания не включает вентилятор, то есть в моём случае он большую часть времени будет остановлен (и следовательно, не будет засасывать пыль и котовскую шерсть).

После сборки “задушил” все вентиляторы, поставив порог повышения скорости оборотов корпусных и других вертушек >20% при достижении температуры процессора в 65 градусов. В результате систему не слышно совсем. Для теста попробовал рендеринг в Blender - при полной загрузке всех восьми ядер, температура tctl не превышает 72 градусов, а шум от системного блока еле различим.

Кто-то писал, что у водянок шумно работает помпа. В моём случае её слышно, только если поднести ухо вообще вплотную. Одним словом, получился красивый (для толерантных к подсветке), быстрый, экономичный и тихий комп, с современными комплектующими. Я внутренне устал от монструозных систем, с огромной и мощной видеокартой, с теплопакетом в пару сотен ватт, на котором ты по большей части печатаешь тексты. Идеально было бы собрать систему в ультракомпактном корпусе форм-фактора mini-ITX, но там столько подводных камней и необоснованных переплат, что гораздо легче собрать всё в нормальном просторном корпусе и задвинуть его под стол, если уж так сильно видеть его не хочется.

Фактически, в наши дни сборка системы заключается в поиске разумного компромисса. Даже не будучи сильно стеснённым в финансах, легко напихать в системный блок всякого разного и мощного. Лет двадцать назад я бы так и сделал и получил от этого массу удовольствия. Теперь же больше удовольствия приносит достижение определённого баланса. Идеальными процессорами на сегодняшний день я вижу 5700G и 5700x. Очень интересно, что будет в следующей инкарнации на AM5, особенно в плане интегрированной графики.

Впечатления от апгрейда.

Был приятно удивлён от ощущений в работе. Не знаю, что является причиной: 16 потоков, графическое ядро Vega, 32Гига быстрой памяти или свежеустановленная версия Fedora 36. Но разница c Ryzen 3600 + GeForce 1080 заметна на глаз. На моей памяти ещё не было настолько плавно и шустро работающей системы. Все приложения открываются моментально, переключение между ними тоже без задержек. Когда я сменил старичка i7-3770 на Ryzen 3600 испытал разочарование. Как будто потратил деньги впустую. Тут же разница ощутимая. Что касается игр: не всё так радужно, даже в плане старья. Впрочем, результаты такие:

  • Dark Souls 2 - в FullHD 60fps с просадками до 57, при условии работы памяти на 3600Mhz.

  • FallOut New Vegas - в FullHD 60fps, но нужно чуть убавить настройки качества.

  • Divinity Original Sin - в FullHD 60fps, но только при условии средних настроек качества (что первая, что вторая часть игры весьма требовательны, несмотря на то, что это изометрическая бродилка).

  • Torchlight II и Doom 3 BFG вполне можно поиграть и в 4k.

В общем, если в плане игр, то встройка Vega подходит только для старья, да и то, с компромиссами. Горе тому, кто решит, что 30fps которые она может выдать и современных проектах, достаточно. К сожалению, нет. Поэтому Radeon 6500XT или 6600 остаются минимумом, чтобы поиграть. Вместе с тем, Vega7 очень хороша для работы, в том числе в 4k. Мой рабочий Ryzen 2200G, вполне себе выводит картинку в 4k через hdmi, однако анимация в Gnome, даже под Wayland ощутимо тормозит. Подобная картина и в Plasma. На 5700g такого нет совершенно - всё летает.

Plasma - DE здорового человека.

Как-то так вышло, что я никогда не пользовался Плазмой на регулярной основе. Её дизайн казался мне слишком перегруженным. Как будто построенная на QT оконная система не рационально использует экранное пространство. Впрочем, это были поверхностные ощущения, не основанные на реальном опыте работы. Поставив однажды Garuda Linux в дефолтной поставке (Dragonize Edition) хоть и не совсем проникся предлагаемой визуальной составляющей (too many candies!), но сама глубина визуальной кастомизации приятно удивила. Решил попробовать Plasma на Федоре. В результате, пришёл к выводу, что на сегодняшний день Plasma - это самое проработанное и адекватное DE в мире Linux. Да, разработчики не пытаются навязать (или даже просто предложить) пользователю свой уникальный workflow, как в том же Gnome. Напротив, Плазма полностью переносит тот опыт, который получен в Windows. Кнопка “Пуск”, панель задач, трэй. Всё это имеет прямую аналогию с тем, что мы на протяжении многих лет видели в Windows. С одной стороны - это не совсем здорово. Дефолтный экспириенс под Windows, с кучей иконок на рабочем столе - это отвратительно. Но.

Но это скорее внешнее, поверхностное. Когда дело доходит до нюансов, поражаешься, насколько проработана Plasma в плане деталей. Вот, к примеру, переключение рабочих столов. У меня два монитора - они воспринимаются по умолчанию как единый виртуальный рабочий стол. Если у меня четыре рабочих стола, то при их переключении я имею фактически восемь пространств, объединённых в четыре группы. Переключаюсь я именно между группами. Это самый удобный вариант. Потому как выявление оптимального многомониторного workflow совсем не простая задача. Предлагаемый по умолчанию в Plasma способ позволяет легко определять логические сущности - на одном виртуальном рабочем столе (из двух мониторов) у меня работа, на другом - развлечения. Более того, у нас есть возможность иметь несколько “комнат” - это более изолированная сущность. Между комнатами как будто отсутствует связь - в каждой из них можно держать свой набор приложений, установить обои рабочего стола, набор виджетов. Удобно, если придумаешь как это интегрировать в свой рабочий процесс.

Функция overview - можно вывести миниатюры окон на всех рабочих столах, можно только на одном - текущем.

Надо отметить, что по умолчанию в Plasma достаточно своеобразные клавиатурные сочетания. Но если приходишь с багажом привычки, заработанной в тайловых WM, то вполне реально настроить в Плазме привычные для себя хоткеи (переключение между рабочими столами, закрытие приложения, его перенос).

Можно было бы, конечно, добавить в систему более продвинутые тайловые возможности. Но встроенной функцией является не только раскрытие окна на левую-правую половину, но и в четверть экрана.

Плазму часто ругают за нестабильную работу. Последние громкие претензии были связаны с выходом версии 25.5. В настоящее время в Федоре версия 25.5.4. И я вообще не обнаружил каких-то багов. В общем, если есть предвзятое отношение к KDE (а у многих оно действительно есть) - нужно просто взять и попробовать. Система того стоит. Впрочем, опрос на ЛОРе - “какой эмулятор терминала вы используете” показал, что лидирует Konsole - дефолтный терминал в Плазме. Что даёт вполне конкретный ответ относительно самого популярного DE.

Мне же нравится и Plasma, и Gnome, и Enlightenment. Не могу сказать, что одна среда лучше или хуже другой. Если по необходимости приходится использовать Windows, вот где боль и кошмар. То, что мы сейчас имеем в Linux - удобно и красиво, с большим количеством альтернатив и возможностью построения своего уникального workflow. В нашем *nix мире сейчас очень красиво.

Недорогие приятные железки

Время от времени мне хочется купить мышку, клавиатуру или наушники. Даже если всё это уже есть и хорошее. Иррационально, но почему бы и нет? Как любителю VIM-подобных сочетаний клавиш, мне внутренне импонирует клавиатура на 61 кнопку, без курсорных клавиш. Наиболее известный недорогой представитель данного класса Anne Pro 2. Сто миллионов раз думал её заказать, но всё время не срасталось. И тут в DNS увидел модель DEXP TANTO RGB WHITE. Маленькая. Белая. С русской раскладкой. Иногда DEXP синоним “дно”, но клавиатура оказалась очень приятной. Понятно, что DEXP просто размещает заказы у китайцев и там уж как повезёт. Клавиатура шикарная всем параметрам - по тактильным ощущениям, материалам, подсветке.

Подсветка действительно крутая - все режимы адекватные, цвета приятные, смотрится дороже своих денег. Провод белый, качественный, в тканевой оплётке. На клавиатуре подключается через Type-C.

Пару недель я с клавиатурой носился как курица с яйцом: печатал на ней дома, кидал в рюкзак, когда ехал на работу, печатал там тоже. Отсутствие стрелок не напрягало совсем. В тех редких случаях, когда они мне нужны, их вполне удобно использовать через модификатор “Fn”, расположенный в нижнем правом углу. Более серьёзным неудобством является отсутствие кнопки с тильдой или буковой “ё” в русской раскладке. На её месте, слева от единицы, расположен escape. И чтобы ввести тильду, нужно нажимать клавишу всё с тем же модификатором “Fn”. Кроме того, как выяснилось, и сама тильда мне нужна, как алиас для домашнего каталога, когда работаешь в эмуляторе терминала. Ещё один минус, невозможность на данной клавиатуре сочетания “Win+F#”, поскольку если использовать модификатор “Fn+Win”, активируется жёстко прошитая функция блокировки “Win”-клавиши и F-ряд уже не активировать.

Все перечисленные недостатки (даже не недостатки, а особенности) не являются существенными и не перевешивают достоинств, одним из которых является цена в три тысячи рублей, что в контексте механических клавиатур представляется не существенной суммой. В итоге я время от времени печатаю на этой клавиатуре, заменяя ею любимую DarkProject KD3b и получаю от данного процесса удовольствие.

Другая недорогая, но прикольная железка - трэкболл Trust. Всегда хотел попробовать трэкболл, смотрел видео-обзоры, пробовал в магазине модели от Logitech. Но платить относительно большую сумму не хотелось, так как не было однозначной уверенности в целесообразности подобного устройства. А тут на Wildberries случайно увидел данную модельку. Сама идея трэкболла привлекала меня тем, что для него не нужен коврик. Что позволяет более компактно организовать рабочее место. Ну или если завалить стол документами, не нужно оставлять место пространство для мышинного маневра.

Трэкболл от Trust сделан из приятных материалов, беспроводный. Очень удобное прорезиненное и информативное колёсико для скрола. Что касается непосредственного функционала… Ну такое себе, не зафанател. Привыкаешь, но выполнять мелкие перемещения сложновато. Чтобы сдвинуть шарик, нужно приложить определённое усилие, и получается, что при высоком dpi курсор перемещается на слишком значительное расстояние. На самом устройстве есть кнопка переключения dpi, что позволяет решить проблему. Но для точных работ, по типу выделения контура изображения в редакторе, лучше взять классическую мышь. Может быть в дорогих устройствах шарик скользит лучше и для его движения импульс должен быть слабее, не знаю. В целом, для моей клавиатурно-ориентированной работы трэкболл вполне подходит. Но на всякий случай беспроводная мышка лежит на столе. Покупать более дорогой вариант трэкболла, искать “идеал” в данной области точно не буду. Не настолько проникся идеей подобного устройства.